Любой электроприбор во время работы нагревается. Электротрансформатор не является исключением. Но перегрев приводит к выходу аппарата из строя, поэтому при эксплуатации следует учитывать, какова предельно допустимая и рабочая температура трансформатора.
- Причины нагрева трансформаторов
- Нагрев магнитопровода
- Нагрев обмоток
- Допустимый нагрев трансформаторов
- Воздушное охлаждение
- Трансформаторы малой мощности
- Трансформаторы с принудительным охлаждением
- Трансформаторы с масляным охлаждением
- Естественное охлаждение масла
- Дутьевое (вентиляторное) охлаждение
- Принудительная циркуляция
- Водяное охлаждение
Причины нагрева трансформаторов
Коэффициент полезного действия трансформатора, как и любого другого электроприбора, ниже 100% — от 80% у небольших устройств мощностью 10Вт до 99,5% у силовых трансформаторов. Потери выделяются в обмотках и магнитопроводе в виде тепла.
Нагрев магнитопровода
Потери в сердечнике состоят из двух составляющих:
- вихревые токи;
- потери на гистерезис.
Вихревые токи наводятся обмотками трансформатора в магнитопроводе, причем чем меньше его сопротивление, тем больше токи и нагрев железа. Для увеличения сопротивления железный сердечник делается не сплошным, а из тонких листов, изолированных друг от друга лаком и окисной пленкой. Изготавливаются он не из обычной углеродистой стали, а из трансформаторного железа, с добавками кремния, повышающего сопротивление металла.
При работе магнитопровод намагничивается магнитным полем, создаваемым током, протекающим по катушкам. Поскольку ток переменный, то поле постоянно меняет полярность и происходит перемагничивание сердечника с выделением тепла. Этот процесс называется «петля гистерезиса», а потери — потери на гистерезис.
Важно! Для каждого сечения, формы и материалов магнитопровода есть оптимальное число витков обмотки. При его уменьшении растут потери на гистерезис, а при увеличении растут потери в обмотках.
Нагрев обмоток
Проводники, которыми намотаны катушки, имеют активное сопротивление. При работе по этому сопротивлению протекает электрический ток и выделяется энергия, которая превращается в тепло.
Потери в обмотках уменьшаются при увеличении сечения провода и замене дешевого алюминия более дорогой медью, имеющей меньшее сопротивление, но эти способы ведут к увеличению габаритов или росту цены аппарата. Поэтому при проектировании электротрансформатора кроме технического производится экономический расчет.
Интересно! В 50-е годы для уменьшения потерь и нагрева проектировались силовые электротрансформаторы с обмотками из серебра, но из-за роста цен на него эти проекты не были реализованы.
Допустимый нагрев трансформаторов
Электротрансформатор — аппарат с высоким, но не 100% КПД. При работе ток, протекающий по обмоткам, нагревает их. Кроме этого, греется магнитопровод. В нем возникают вихревые токи и тратится энергия на перемагничивание. Эти потери нагревают аппарат.
Допустимая температура трансформатора в нормальном режиме зависит от изоляции обмотки:
- провод покрыт электротехническим лаком — 70°С;
- проводник обмотан х/б ниткой — 105°С;
- вместо х/б нитки используется стекловолокно — 180°С;
- трансформаторы, имеющие масляное охлаждение, допускается нагревать до 80°С.
Способы уменьшения температуры электротрансформаторов зависят от мощности и напряжения устройств.
Важно! Работа при предельно допустимой температуре приводит к ускоренному износу изоляции и «старению» масла. Поэтому следует избегать эксплуатации устройств в подобных режимах.
Воздушное охлаждение
Потери энергии, нагрев и вес аппаратов при увеличении мощности растут. При этом потери и объем увеличиваются в кубической зависимости от габаритов устройства, а поверхность и способность отдавать тепло растет в квадратной степени. Поэтому способы воздушного охлаждения зависят от мощности аппарата.
Трансформаторы малой мощности
В аппаратах мощностью 5-10ВА соотношение между потерями и площадью поверхности позволяет устанавливать их в закрытом корпусе. Такую конструкцию имеют блоки питания для электронной аппаратуры малой мощности, например, роутер или антенный усилитель.
Для уменьшения рабочей температуры трансформатора в блоках питания электронной аппаратуры на первичную обмотку подается напряжение высокой частоты. Предельная рабочая температура трансформатора в блоке питания составляет, в зависимости от конструкции, от 100 до 165°С.
Трансформаторы с принудительным охлаждением
В более мощных аппаратах делаются зазоры между обмотками, а в корпусе имеются отверстия для циркуляции воздуха. Для улучшения охлаждения и уменьшения габаритов электротрансформаторов мощностью свыше 10-50кВА устанавливаются вентиляторы принудительного обдува. Такая система позволяет охлаждать аппараты до 1000кВА. Более мощные установки помещаются в бак, наполненный маслом.
Трансформаторы с масляным охлаждением
Для лучшего охлаждения аппарат помещается в бак, наполненный трансформаторным маслом. Оно отводит тепло от обмоток в 6-8 раз лучше воздуха. Для качественного охлаждения бак с электротрансформатором должен быть полностью заполнен и сверху устанавливается расширительный бачок.
Масло является пожароопасным при вытекании. Для защиты устройств от перегрева и возгорания трансформаторы оснащаются датчиками уровня жидкости и температуры.
В зависимости от мощности электротрансформаторов есть четыре системы уменьшения температуры масла:
- естественное, за счет конвекции масла и окружающего воздуха;
- дутьевой, при помощи обдува бака вентиляторами;
- с принудительной циркуляцией масла насосами и обдувом бака;
- с водяным охлаждением масла.
Справка! Допустимая рабочая температура масла — 80°С. При проверке его качества измеряется температура вспышки (возгорания). Она должна быть не менее 135°С.
Естественное охлаждение масла
Масло в баке при работе устройства нагревается и нуждается в охлаждении. Эффективность естественного охлаждения растёт с увеличением поверхности бака, но простое увеличение размеров мало эффективно. Лучший эффект дает оснащение бака радиаторными ребрами или трубами.
Трубы располагаются вертикально, в несколько рядов и подключаются в верхней и нижней части бака. При работе и нагреве обмоток теплое масло поднимается от катушек вверх, выходит в трубы и идет вниз. При движении охлаждающая жидкость остывает и поступает охлажденным обратно в бак.
Этого достаточно для работы электротрансформаторов мощностью до 6300кВА. В более мощных установках применяются устройства принудительной циркуляции масла.
Информация! Принцип работы системы похож на систему индивидуального водяного отопления.
Дутьевое (вентиляторное) охлаждение
Самый простой способ принудительного охлаждения — это обдув масляного бака вентилятором. Эффективность отдачи тепла по сравнению с естественным охлаждением выше на 40-50%. Таких вентиляторов может быть несколько.
Для улучшения теплоотдачи трубы делаются не круглыми, а прямоугольного сечения, а также с продольными радиаторными ребрами. Дополнительно устанавливается блок автоматики, управляющий вентиляторами. Возможны три варианта:
- питание вентиляторов включено при нагрузке 50-60% номинальной;
- обдув включен, если достигнута температура 50°С;
- вентиляторы работают все время рабочего режима установки.
- Система дутьевого охлаждения эффективна до мощности 63000кВА. Электротрансформаторы большей мощности нуждаются в дополнительных устройствах, для нормальной работы и уменьшения температуры масла.
Принудительная циркуляция
Чем быстрее двигается масло внутри бака и радиаторных труб, тем эффективнее происходит отдача тепла в окружающее пространство, поэтому для охлаждения трансформаторов большой мощности применяется система, включающая в себя вентиляторы, обдувающие бак и насосы, ускоряющие циркуляцию масла. Эта система называется «ДЦ» (дутье-циркуляция).
Насосы позволяют увеличить предельную длину и количество трубок и уменьшить их сечение, увеличив площадь теплоотдачи или вместо прямых труб нагнетать масло в радиаторы, похожие на автомобильные. На каждом радиаторе устанавливается свой вентилятор для обдува.
Ускорение движения при помощи насосов выравнивает температуру внутри бака, улучшает передаче тепла от нагретых элементов к охлаждающей жидкости. Наличие насосов позволяет направить движение масла не только вдоль катушек, но и по каналам внутри обмоток и магнитопровода.
Водяное охлаждение
Коэффициент теплопередачи воды в несколько раз больше, чем воздуха, поэтому самая эффективная система снижения температуры — водяная. Масляные радиаторы находятся в водяной «рубашке». Движение масла по трубам и воды осуществляется при помощи насосов. Это маслянно-водяной вид охлаждения, или система типа «Ц».
Такие системы компактнее, чем обычные, но дороже, поэтому используются в тех случаях, когда это экономически выгодно. Например, при замене уже установленных аппаратов на более мощные внутри существующих помещений или для уменьшения размеров строящихся зданий.
Предельная рабочая температура трансформатора регламентируется ПУЭ, ПТЭ и другими нормативными документами.
А что случается при перегреве трансформатора? Как соблюдать тепловой режим, чтобы не допустить перегрузки?
«Способы уменьшения температуры электротрансформаторов зависят от мощности и напряжения устройств.» Можно уточнить эту зависимость? Есть какая-нибудь таблица зависимости мощности от способа охлаждения? В случаях, когда подходят сразу несколько способов, какой способ наиболее универсален и эффективен?