Бестрансформаторное зарядное устройство используют как альтернативу обычным ЗУ автомобиля. Механизм не занимает много места и не требует больших финансовых затрат. Отличается надежностью. Можно собрать самостоятельно из простых элементов. Подобный принцип работы применяется давно в фонариках.
Предназначение
До запуска бортовой сети машины, энергия поступает от батареи аккумулятора, которая не вырабатывает электричество.
Аккумулятор представляет собой источник электрической энергии, необходимый для питания автомобиля. Потраченный потенциал возобновляется благодаря генератору.
Использованную энергию в полной мере не компенсирует даже постоянно работающий АКБ. Поэтому иногда возникает потребность в применении других накопительных видов энергии.
Бестрансформаторное ЗУ используют для зарядки аккумуляторов типа АА и ААА.
Преимущества и недостатки
При отсутствии трансформаторов напряжения удобно использовать специальное зарядное устройство. Плюсы такого механизма:
- при долгосрочной эксплуатации не перегревается;
- можно использовать для всех видов аккумуляторов разной мощности (при этом увеличивают или уменьшают номинал конденсаторов);
- можно подключать совершенно разряженную батарею без первичного уменьшения напряжения;
- система защищена на выходе от короткого замыкания;
- водителю необязательно следить за процессом подзарядки;
- легкая схема с использованием незначительного количества элементов;
- небольшой размер.
Главный минус установки — отсутствие гальванической развязки. Зарядка осуществляется непосредственно от сети, блок конденсаторов выступает проводником напряжения.
Основные элементы
Чтобы постоянно не искать трансформатор, лучше пользоваться несложным устройством без понижающих элементов. В состав схемы бестрансформаторного зарядного устройства входят такие детали:
- конденсаторы(не меньше четырех);
- светодиод;
- резистор;
- диодный мост.
Внимание! Конденсаторы заменяют трансформатор. Размещаются параллельно. Рекомендуется использовать оксидные конденсаторы одного вида.
Если применять импортные модели, размеры данной системы можно сократить. Диоды устройства можно выбрать разные, которые рассчитаны на определенную величину тока и обратное напряжение. Для блока подходят диоды Д7Ж и Д226Б, только вес и размеры механизма вырастут.
Резистор необходим для ликвидации напряжения, которое остается после отсоединения механизма от основного источника питания. Диодный мост размещают сразу за конденсатором. Он эксплуатируется при значении электрического тока до 6 Ампер. К выводам присоединяются провода, которые тянутся на АКБ для питания. В целях безопасности, чтобы исключить удар током, нельзя касаться этих проводов во время эксплуатации зарядного устройства.
Основные требования к компонентам механизма
Необходим обязательно выпрямитель, так как аккумулятор заряжается от стабильного электрического тока, а напряжение в сети изменяется. В устройстве применяют готовый диодный мост или делают самостоятельно из выпрямительных диодов. В первом варианте, следует найти мост с напряжением больше 400 В и значением тока не меньше 3 А.
Общая емкость приспособления конденсаторов 8 мкФ. На выходе ток достигает значения 1А. Уровень напряжения составляет от 180 до 200 Вольт.
Внимание! Нельзя касаться выходных клемм и проводов при включении с сетевым напряжением 220 Вольт.
Что касается короткого замыкания, то система не выходит из строя, лишь происходит незначительное выделение тепла в зоне диодов.
Конденсаторы рекомендуется выбирать со значением 400 Вольт. Напряжение в электрической сети изменяется, происходят большие перепады.
После выключения устройства, на конденсаторах остается напряжение. Поэтому устанавливают также конденсатор (8-10 мкФ) или резистор мощностью от 210 до 810 кОм, чтобы происходил процесс разрядки. Размеры системы позволяют хранить ее в небольшой коробке.
Настройка ЗУ
Использовать механизм можно, когда есть сетевые предохранители. До первого включения рекомендуется проверить правильность сборки и креплений. Даже незначительные погрешности могут спровоцировать поломку многих компонентов, взрыв конденсаторов. Поэтому устройство желательно накрыть картонной коробкой. Правильно составленный механизм начинает работать сразу.
Главное, необходимо подобрать резисторы R6, R8 с целью регулировки границ колебаний тока во время зарядки. Поэтому к выходу системы подсоединяют батарею аккумуляторов в разряженном состоянии. С помощью вышеуказанных элементов устанавливают амперметром РА1 границы управления тока резистором R7.
В случае, когда первоначальное состояние движка детали марки R7, показатель тока не равняется нулю, нужно снизить сопротивление в звене R8. При нулевом токе заряда, в условиях, когда двигатель R7 находится не в крайней точке, сопротивление такого резистора необходимо повысить. Потом движок резистора R7 фиксируют в максимальном состоянии. При величине заряженного тока ниже максимального, сопротивление в резисторе R6 нужно убавить, а когда выше – усилить.
Переключатель устанавливают в позицию ручного режима. До конца заряжают автомобильную батарею, не забывая измерять специальным прибором напряжение тока.
На следующем этапе отключают тумблер и переводят в положение «Авт.», а регистор R11 – в режим наибольшего сопротивления. Опять подсоединяют механизм к электрической сети, снижают сопротивление в звене R11. Установку можно эксплуатировать, когда начнет работать реле К1.
Важно! Во время наладки в применении ЗУ, нужно не забывать о том, что от сети нет гальванической развязки. Поэтому включать и выключать механизм от батареи аккумулятора рекомендуется лишь, когда вилка с проводами не включена в электрическую сеть.
Бестрансформаторное зарядное устройство для автомобильного аккумулятора отличается простой схемой. Его применение помогает автолюбителям сократить финансовые затраты. При правильном использовании установки, гарантирована безопасность.